МОЛОДОСТЬ ГЕРОЕВ: О ЧЕМ КРИЧИТ СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ ПЕТЕРБУРГА


13 апреля мне посчастливилось посетить необычное для меня мероприятие: поэтический вечер в книжном магазине "Перемен". Два молодых поэта - Ваня Пинженин и Рома Гонза - путешествуют по нашей необъятной с туром "Молодость героев", презентуя свои новые книги "Молодость в H&M" и "Не время для героев" соответственно.
"Мы долго думали, как правильно назвать наш тур: "Молодость героев" или "Не время для H&M", и все же остановились на первом варианте" - шутит Ваня Пинженин.
Ванины стихи я помню наизусть еще со школьных времен, а Рома стал для меня открытием. Но об этом чуть позже.


Мероприятие происходило в необычном для меня месте - книжном магазине "Перемен". Это не тот книжный магазин, к которым вы привыкли, это скорее уютная творческая мастерская. Нередко здесь проходят интересные мастер-классы для детей из взрослых, различные "книжные" встречи и поэтические вечера новых и уже зарекомендовавших себя поэтов и писателей. 
На входе вас поприветствует полочка с книгами на обмен (буккроссинг) для всех желающих. Книжный магазин "Перемен" позволяет почитать редкие книги прямо там, в мягких креслах с чашечкой свежесваренного кофе или какао с зефирками.  Вам предложат ночной абонемент - своеобразный прокат книг на ночь - или принять участие в книжном вызове, где вы описываете свои мысли и чувства по поводу заявленной книги. Я уже не говорю о том, что в магазине представлен широкий ассортимент необычной канцелярии, красочных открыток, значков с популярными персонажами и прочих "гик"-штучек.



Моя подруга болеет театром и поэзией, и я просто не могла не позвать её с собой. Позже выяснилось, что посещение поэтического вечера - её маленькая мечта, которую я смогла исполнить. Мы заняли места на пластиковых стульчиках в первом ряду и принялись ждать начала. Хоть и с небольшими задержками, на импровизированной сцене появился Рома Гонза и принялся вещать. 

Фото из группы vk.com/vstrechi_peremen
В книге Ромы Гонза "Не время для героев" есть место и любовной, и гражданской лирике, но стихи о любви занимают большую её часть. Выступление Ромы Гонза было отчасти похоже на театральное представление - летящие листы со стихами, четкая артикуляция и немного историй из жизни перед стихами, раскрывающих их смысл. Щепотка нецензурной лексики не как остринка, а как образ жизни. Немного отчаянья, но легкого и даже сладкого. "Нежность и пренебрежение" - хорошее название не только для конкретного стиха, но и для всего творчества Ромы Гонза.
она вышла из винных паров и табачного дыма, 
подобно Венере из пены морской. 
её летнее платье едва прикрывало 
кружевные резинки телесных чулок. 
она села рядом – за барную стойку – 
хорошее место: к людям спиной, 
лицом к алкоголю, и можно весь вечер 
сидеть, никому не послав и трёх слов.

обычное дело – смерть в барном гетто: 
исповедан за стойкой, похоронен в метро. 
обречённый воскреснуть в семь утра на конечной, 
я не жду снисхождения 
желтолицых ментов и упрямых богов.

я сижу в злачных ямах, наблюдая, как чахнут 
одинокие женщины, как, напившись, они 
веселятся отчаянно: бросившись в танец, 
окропляют плоть потом 
и кровью самцов липкий, засранный пол. 
и бесстыжим принцессам, и порядочным стервам, 
и заботливым блядям, дочерям, матерям – 
всем им надо одно – чтоб хоть кто-то был рядом: 
обнимал их, ебал их, кушал с чавканьем борщ, 
выносил утром мусор, возвращался под вечер, 
менял трубы и ездил в «Ашан» за жратвой; 
чтобы рядом был кто-то, а кто – не так важно: 
сущность женского счастья – быть чьей-то женой.

неприкаянных, нежных, как кошек бездомных, 
поневоле свободных, их жалко порой:
горько взглядом ласкать лепестки пустоцвета, 
когда хочется «горько!» на свадьбах кричать. 
и, набравшись с лихвой вискаря или смелости, 
возыметь наглость встать, подойти, приобнять 
и на ушко шепнуть: «не печалься, родная, 
каждой твари по паре – ты допьёшь не одна».

так всегда. но той ночью воскресной со мной по соседству 
восседала богиня в телесных чулках. 
метко, сдержанным тоном стрельнув сигарету, 
случайной улыбкой сразила меня 
наповал, как юнца. 
я достал зажигалку, дрожащее пламя 
озарило её молодое лицо,
взгляд взорвался от искры ядерной вспышкой, 
и я был ослеплён, возбуждён, покорён.

всем невзгодам назло мы смеялись и пили 
тыщу дней напролёт. всем печалям в укор, 
когда деньги кончались, она доставала 
настойку из сливы из телесных чулок.

без неё стало пусто во мне и в квартире.
серый кот у окна кричит о ней. в ночь 
самолётом бумажным летят мои письма, 
в чёрном ящике шифр нескольких строк: 
«милый друг, без тебя – я один в целом мире, 
и с кем бы я ни был – я буду один. 
помни меня, когда грузят плацебо, 
помни меня в их словах о другом».
она вышла из винных паров и табачного дыма...
Фото из группы vk.com/vstrechi_peremen
Впервые о Ване Пинженине я услышала в уже далеком 2012. Для меня это был знаменательный год, и именно стихи Пинженина описывают его максимально точно.
За эти годы Ваня вырос и как поэт, и как человек. Я росла вместе с ним. И вот на смену привычной колкой любовной лирике приходят "взрослые" проблемы с криком отчаянья: женатые друзья, ипотека и кредиты, 30 лет и тонометр, алкоголь без веселья. Его стихи стали жестче, бьют больнее, напоминают о реальности за окном. Проблемы, от которых не скрыться. Время, которое не вернуть. Женщины, которые не любят. Все больше отчаянья в каждой строчке. Но даже при всем при этом Ване Пинженину удается подшучивать то над ситуацией, то над самим собой, но опуская голову вниз. Свет в конце туннеля есть, хоть ты его почти и не видишь.
У моей серой кошки чёрные блохи, 

Но она молчит о том, как ей плохо. 

Может, так же сможем и мы: 

как никак протянем до зимы. 
У моей серой кошки — котята, 
когда они вырастут — станут шавермой, 
а я такой, при галстуке, опрятный, 
блуждаю между кирхой и таверной. 
У моей серой кошки снова ноябрь 
и ей хочется плакать и пить молоко, 
и если бы не наши с тобой абы-кабы, 
мы бы не были так далеко.
Фото из группы vk.com/vstrechi_peremen
Я прихожу домой и бью свою жену.
За то, что все не так и некуда деваться.
Нет, не об этом мы мечтали в двадцать.
О том ли мы мечтали – не пойму.
Я прихожу домой и бью своих детей.
За то, что я не Бог и сам не знаю, кто я.
Мне недостаточно известных аллегорий,
А те, что есть, давно уже не те.
Приду домой и пну кота в живот,
И вспомню промахи свои, ошибки.
Меня любила ты не шибко,
А я тебя – наоборот.

Фото опубликовано @katy_the_great

Мой родной Новосибирск стал вторым городом поэтического тура. Впереди еще Нижний Тагил, Пермь, Киров, Нижний Новгород и Санкт-Петербург, и если у вас есть возможность посетить вечер этих двух молодых поэтов, я рекомендую вам это сделать. Порция отчаянной любви и щепотка пощечины реальности - вот что вы получите от тура "Молодость героев".

2012

Читайте также

0 коммент.

Технологии Blogger.